вторник, 4 июня 2013 г.

Костюмы разных групп удмуртов

Еще совсем недавно в удмуртских деревнях многие пожилые женщины носили по будням национальную одежду. Сегодня народные костюмы они надевают только по семейным или национальным праздникам.

Бабушки из деревни Баграш-Бигра, например, ходят в них на занятие фольклорного ансамбля. Именно сюда обычно привозят венгров, финнов и эстонцев, желающих посмотреть на «настоящих» удмуртов, сохранивших бытовые и культурные традиции. Тогда вся деревня наряжается, чтобы порадовать гостей.

Не забывают о национальных костюмах и в столице Удмуртии. Ижевская интеллигенция любит пощеголять в домотканых платьях и фартуках с монисто на съездах ассоциации «Удмурт кенеш», на юбилеях местных писателей, финно-угорских фестивалях и республиканских торжествах.

У городских удмуртов, не утерявших национальные корни, считается хорошим тоном иметь комплект такой одежды. Если костюм не достался от предков – обзаводятся новоделом. Почти во всех 25 райцентрах, как и в Ижевске, в домах ремесел на деревянных станках работают ткачихи, которым можно заказать полотно ручной выделки. Затем его отдают мастерицам, специализирующимся на пошиве народного костюма. В ателье, к примеру, таких заказов так много, что швеи едва успевают справляться.

В национальных костюмах выходят на сцену артисты удмуртского государственного театра народной песни «Айкай». Этот коллектив, в свое время отделившийся от Академического государственного ансамбля песни и танца «Италмас», отказался от стилизации и показывает на сцене обряды, песни и танцы максимально приближенными к фольклорным образцам, но не аутентично. Тот же подход и к костюмам. Это подлинные народные костюмы с небольшими акцентами: чуть увеличены фигуры орнамента, чуть ярче набраны краски – чтобы было виднее со сцены.

Костюм балтасинских удмуртов  не спутаешь с другим. Женский головной убор напоминает большой бант. В переводе с удмуртского он называется «девочка с цветком». Женщины в этих местах носили нижний черный камзол с длинными рукавами, а поверх – белый зипун с короткими. А у мужчин – фартук с вышитым редким узором «пчелиные соты».

Самая большая коллекция удмуртских костюмов хранится в Национальном музее имени Кузебая Герда. Старший научный сотрудник отдела этнографии Серафима Лебедева побывала не в одной экспедиции, чтобы собрать все сохранившиеся разновидности национальной одежды. Правда, очень старых экспонатов здесь нет – самые ранние датируются серединой XIX века. Примечательно, что костюмы северных и южных удмуртов разительно отличаются друг от друга.

Надо сказать, мужская одежда рано утратила национальные черты, сведясь к рубашке-косоворотке и штанам. А вот женская – целая поэма. Одетая в полный праздничный или свадебный комплект удмуртка представляла собой завернутый кокон. Каждая деталь необычна не только по внешнему виду, но и по способу одевания, и даже по значению. Самые красивые – северные комплекты, в том числе кировские. Это холщовые туниковидные одежды, вышитые или аппликатированные красным орнаментом или нашивками. В их основе – рубашка и распашной кафтан. Белое носили летом. Зимнюю одежду шили из клетчатой, часто полушерстяной домотканины. Примечательно, что техника вышивки рукава женской рубахи «гордэн» столь сложна, что до сих пор не раскрыта. А к важным элементам одежды невесты относился нагрудник, без которого нельзя было играть свадьбу. Изображенный на нем лунный узор связан с культом плодородия. Ученые считают, что этот рисунок – восьмилучевая розетка – восходит к очень древнему культурному пласту. Очертания других узоров орнамента одежды напоминают пермский звериный стиль, на них можно встретить печально знаменитую свастику.

Отличается одежда удмуртов, проживающих в южных районах Удмуртской Республики, на территории Татарстана, Башкортостана, Пермской области и Марий Эл. В Балтасинском районе, например, к подолу пестротканого платья пришивают ситцевую фабричную оборку, в каждой деревне своего цвета, по которой можно определить место жительства женщины.

Интересны у удмуртов и головные уборы. Айшон – высокий нарядный колпак – берестяной кверху зауженный короб, обшитый холстом. Сверху рядами нашиты серебряные дореволюционные монеты достоинством 10, 15, 20 копеек. А по самому краю могли навесить копейки XVI–XVII веков. Эти монеты семья собирала в течение веков, они передавались по наследству. И потому на одном айшоне можно увидеть гривенники и пятаки разных веков. Поверх айшона накидывается вышитый платок-покрывало – сюлык, на который нашиты кисти с монетами, бисер, раковины каури, бусы. У кукморских удмуртов сюлык прикрепляется к айшону в виде рогов. Самый высокий айшон достигал 35 см, но существовали и низкие, в 5–7 см, сделанные из луба.

Не обходились удмуртки и без украшений – бусы из раковин, бисера, монисто, чересплечное украшение, браслеты из металла и сережки. Монисто – самое распространенное украшение. У каждой группы удмуртов они разные. По номинальной стоимости монисто могли доходить до 70 руб. серебром (в старину для крестьян это были немалые деньги), а весили они до 3 кг. Монисто могло состоять из 400 монет разного достоинства, но обязательно серебряных. В них проделывали отверстия и нашивали на тканую основу. Если семья попала в беду, например сгорела усадьба, украшение могли продать, но в основном оно передавалось из поколения в поколение. Также монеты нашивались на нагрудное украшение, на то, которое крепилось на левом плече (покойнику его надевали на правое), и даже на спинное. Встречаются монеты времен Ивана Грозного, петровские, павловские, екатерининские и другие. В советские времена использовали монеты и бляшки белого металла. Монетами украшали налобные повязки, девичьи шапочки такья.


http://www.ng.ru/regions/2004-05-24/13_kostum.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий